Интернет наступает на бизнес поставщиков услуг платного телевидения
Интернет, который уже трансформировал среду печатных СМИ и изменил весь музыкальный бизнес, теперь замахнулся и на телевидение. Все больше людей напрямую подключают свой телевизор к сети и, минуя сервисы операторов платного телевидения, смотрят программы. Эта тема стала самой горячей на проходившей в Москве на прошлой неделе главной российской телевизионной выставке — CSTB-2013.
В мире отчетливо видна тенденция: зрители отключаются от кабельных и других сетей платного телевидения, отдавая предпочтение так называемым телевизионным интернет-сервисам. По данным исследования международной компании Convergence Consulting Group, за последние три года в развитых странах около 3 млн человек отключились от услуг традиционных ТВ-операторов в пользу таких интернет-сервисов, как Netflix, Apple TV, Hulu и др. Да, объем оттока пока не так велик. Но, как говорится, лиха беда начало.
Бум интернет-телевидения напрямую связан с ростом продаж Smart-ТВ — так на рынке обозначают телевизоры, которые благодаря встроенному специальному модулю без всяких дополнительных приставок могут напрямую подключаться к интернету. Управлять таким телевизором, который сейчас уже не намного дороже традиционного, можно с помощью обычного телевизионного пульта, а на экране будет появляться любая аудиовизуальная информация из сети. По разным оценкам, в прошлом году в России было продано порядка 2 млн телевизоров класса Smart-ТВ — 20% рынка новых телеприемников. А всего таких телевизоров у нас уже 3–4 млн штук.
«За последний год продажи Smart-ТВ сделали серьезный скачок, еще три года назад они составляли ноль процентов, а в прошлом году — всего 3,5 процента, — отметил на выставке Михаил Шеховцов, специалист аналитической компании J’son & Partners. — Сейчас почти все производители телевизоров активно оснащают свои новые модели функцией выхода в интернет, и мы считаем, что через три года доля этого типа телевизоров достигнет 50 процентов от всех продаваемых телеприемников в России».
С технологической точки зрения ничего революционного в появлении Smart-ТВ нет. Телевизор и раньше можно было легко подключить к интернету. Например, подсоединив к ноутбуку или к специальной приставке (так называемому Set-top box). Однако для этого нужно возиться с проводами и иметь базовые навыки обращения с бытовой электроникой. Поэтому раньше свой домашний телевизор к сети подключали только энтузиасты. Теперь все изменилось: Smart-ТВ позволяет без дополнительных усилий прямо из интернета смотреть любое видео — фильмы, сериалы, телепрограммы.
«Мы впечатлены ростом доли зрителей, которые смотрят наш контент с помощью Smart-ТВ, — заявил на выставке Сергей Быков, директор по развитию бизнеса компании ivi.ru — самого крупного российского интернет-кинотеатра. — Еще в январе прошлого года доля зрителей, смотрящих наш контент на Smart-ТВ, составляла всего 2 процента, а в декабре это было уже 50 процентов».
Поймать волну пытаются разные компании, и прежде всего так называемые виртуальные кинозалы — веб-порталы, которые собирают и предлагают у себя на сайте подборку ходовых видеоматериалов. В России у самых популярных компаний (уже упоминавшаяся ivi.ru, а также rutube.ru, zoomby.ru, smotri.com) уже довольно впечатляющая ежемесячная аудитория — более 5 млн пользователей (см. график 1). Обычно такие ресурсы предлагают бесплатное видео, а зарабатывают на рекламе, которую зритель вынужден просматривать. Правда, в последнее время появляется все больше платного контента, когда зрителю предлагается за просмотр фильма или телесериала заплатить, скажем, необременительные 70–80 рублей.
Параллельно выходить в интернет стали и телеканалы, то есть производители телевизионного контента. Как правило, они создают специальное приложение (компьютерную программу), которую можно установить на тот же Smart-ТВ, а затем, кликнув по иконке, смотреть, скажем, прямой эфир или зайти в архив телепрограмм.
«Еще пару лет назад трудно было представить, что мы напрямую будем выкладывать свой контент в интернет, — отметил на специальном круглом столе на выставке Сергей Зудин, руководитель специальных проектов компании “Ред Медиа”, которой принадлежат 13 телеканалов, в том числе “Авто Плюс”, “Боец”, “Кухня ТВ” и другие. — Однако полтора месяца назад мы запустили специальное приложение, для того чтобы наши программы можно было смотреть прямо из интернета, и сейчас мы имеем уже более 150 тысяч скачиваний этого приложения».
У интернет-телевидения много преимуществ перед обычным, главное из них — интерактивность. «С развитием интернет-телевидения начинается эра так называемого персонального интерактивного телевидения, когда человек смотрит то, что он хочет и когда хочет, — подчеркивает Александр Беленов, генеральный директор интернет-кинотеатра TVzavr.ru — Пока еще людям в диковинку, что они телевизионным пультом, как мышкой на компьютере, могут “кликать” на свои любимые телепрограммы. Но через пару-тройку лет это станет привычной реальностью. Более того, прямо во время просмотра любимого ток-шоу или телесериала люди, например, смогут обмениваться мнениями. Да и вообще появится принципиально новый тип телепрограмм — например, видеоуроки или видеоэкскурсии, когда в онлайн-режиме человек может выполнять какие-то задания или задавать вопросы».
Итак, телезритель все охотнее идет в интернет. Резонный вопрос: не случится ли так, что скоро не нужны окажутся посредники — операторы платного телевидения, которые сегодня являются основными игроками рынка платного ТВ?
Участники CSTB-2013 единодушно отметили, что в целом российский рынок платного телевидения развивается довольно динамично. По представленным здесь данным исследовательской компании Telecom Daily, за прошедший год сегмент вырос на 19% и превысил 47,5 млрд рублей. При этом число пользователей по итогам 2012 года составило более 30,5 млн абонентов против 26 млн годом ранее (см. график 2).
Первое место на рынке платного телевидения занимает компания «Триколор ТВ», которая на выставке заявила, что у нее почти 12 млн абонентов (из них платные абоненты — 8,9 млн, а общий прирост абонентской базы за год — 26%) и что сейчас, таким образом, «Триколор» стал самым крупным оператором спутникового телевидения в Европе. А в мире компания занимает третье место после американских DirecTV и Dish Network. Следом за «Триколором» у нас идет «Ростелеком» — по данным Telecom Daily, сейчас у него 6,6 млн подключенных домохозяйств. С показателем 3 млн домохозяйств тройку лидеров замыкает МТС. Заметны на рынке и другие операторы платного ТВ — компании «ЭР-Телеком», «Акадо», «Орион Экспресс», «Вымпелком», «НТВ Плюс» (см. таблицу). Потеряют ли они свой бизнес, если зрители будут в массовом порядке смотреть телепрограммы через интернет?
По России данных о заметном оттоке клиентов от платных операторов в пользу интернет-сервисов пока нет. Операторы заявляют, что рост телевизионной интернет-аудитории сегодня серьезной угрозы их бизнесу не несет. «По нашим данным, сейчас в России в общей сложности 100 миллионов ТВ-приемников, из них на Smart-ТВ приходится не более 4 процентов, — рассказывает Дмитрий Багдасарян, директор по фиксированному бизнесу и ТВ компании МТС. — Ежегодно продается 10 миллионов новых телевизоров, из них Smart-ТВ — не более 20 процентов. По нашим оценкам, только к 2016 году доля продаж Smart-ТВ достигнет 65 процентов от новых телевизоров. Но даже это не слишком значимая доля от всех существующих телеприемников в стране. Таким образом, “умные” телевизоры не убьют наш бизнес как минимум в ближайшие пять лет».
В пользу такого прогноза говорит и то обстоятельство, что услуги быстрого интернета распространены не так широко, как услуги, например, тех же операторов спутникового телевидения. Есть и еще одни значимый фактор. «Качество телепрограмм, получаемых через интернет, пока еще часто разочаровывает зрителей, — указывает Александр Беленов из TVzavr.ru. — Интернет-телевидение, бывает, подвисает и тормозит, что не может не раздражать. Как только качество такого просмотра улучшится, аудитория начнет быстро расти».
Наконец, схема распространения телевизионного контента через сеть не очень выгодна производителям телепрограмм. Да, может быть, начинающий и пока не очень известный телеканал, чтобы завоевать новую аудиторию, с радостью пойдет напрямую к зрителю через интернет. Но вот владелец дорогостоящего и популярного контента вряд ли станет охотно это делать.
«На Западе крупные телеканалы не спешат выкладывать свое вещание в интернет. Потому что они понимают: это порушит бизнес всей существующей системы платного вещания, — отмечает Фируз Каримов, генеральный директор телеканала “Эксперт-ТВ”. — Крупные вещатели заинтересованы в операторах платного телевидения, так как через операторов им удобнее получать деньги от конечного зрителя. И кроме того, в любом случае смотреть каждый канал по отдельности зрителю неудобно: у него должна быть возможность щелкать пультом и перескакивать с одного канала на другой. Поэтому кто-то должен выполнять функцию систематизации, упаковки и подачи каналов, сейчас ее выполняют операторы».
Так что вряд ли в обозримом будущем интернет-телевидение убьет бизнес нынешних операторов платного ТВ. В ближайшие годы речь скорее будет идти о совместном развитии и сосуществовании — примерно так, как сейчас сосуществуют печатные и электронные СМИ. Хотя, безусловно, частично бизнес операторов пострадает, так как число телевизионных интернет-зрителей все равно будет расти.
К другим актуальным тенденциям развития российской телевизионной отрасли, о которых говорили на прошедшей выставке, относится впечатляющий рост телевещания в стандарте высокой четкости (HDTV).
В пакетах ведущих операторов число HD-каналов в России исчисляется десятками, и, по данным британской исследовательской компании IHS Screen Digest, в 2012 году количество российских домохозяйств, подписанных на услуги HDTV, выросло почти в пять раз (до 1,46 млн). Ожидается, что в 2013-м число тех, кто будет смотреть телевидение высокой четкости, увеличится еще почти в три раза (см. график 3), и по этому показателю Россия, кстати, станет первой в Восточной Европе.
Рост популярности телевидения высокой четкости у нас, с одной стороны, объясняется наличием уже внушительного парка телевизоров, способных воспроизводить передовой цифровой формат. С другой стороны, все больше телеканалов начинают производить программы в HD-качестве (например, это недавно сделал российский «Первый канал»). Участники выставки выразили уверенность, что вещание в некогда традиционном стандарте (так называемом SD-качестве) очень скоро умрет, как умерло в свое время черно-белое телевидение.
А на горизонте уже появляется так называемое вещание в формате ультравысокой четкости (формат 4К). На выставке показывали образцы такого вещания, однако пока производители электроники не приступили к массовому выпуску телевизоров данного стандарта, и цена единичных экземпляров такой техники в России достигает 100 тыс. рублей.
Другое набирающее популярность технологическое новшество — это услуги мультиэкранного ТВ (Multiscreen), когда зритель может последовательно смотреть одну и ту же телепередачу на разных носителях. Например, он начал смотреть футбольный матч на работе на планшете, потом сел в автобус и продолжил его смотреть на смартфоне, наконец, пришел домой и насладился концовкой спортивного состязания на своем домашнем телевизоре. Во всех случаях компьютерная система оператора определяет личность такого зрителя, и когда он, скажем, включает смартфон и вводит свой логин для доступа к услугам мобильного телевидения, оператор тут же предлагает недосмотренную телепрограмму или, к примеру, фильм по запросу, который к тому же зритель может поставить на паузу. Подобную услугу, в частности, собирается развивать компания МТС. На выставке она заявила, что очень довольна развитием своего сервиса мобильного телевидения, у которого уже более 1 млн пользователей.
Наконец, острые дискуссии на CSTB-2013 вызвало обсуждение государственной программы перехода на цифровое телевидение. Напомним, что, согласно этой программе, уже через два года Россия должна полностью перейти на цифровое телевещание. Для того чтобы принимать более качественный сигнал, владельцам устаревших аналоговых телевизоров придется покупать специальные приставки, и до сих пор остается открытым вопрос субсидирования приобретения подобного устройства для малоимущих граждан.
Одновременно все жители даже отдаленных регионов вместо одного-двух аналоговых телеканалов будут иметь возможность смотреть пакет из 20 и более каналов в цифровом формате (так называемый цифровой мультиплекс), причем, как обещают власти, без абонентской платы. В декабре прошлого года был утвержден список второго мультиплекса — набора из 10 телеканалов («Рен-ТВ», «Домашний», «Спорт», «Звезда», «Муз-ТВ» и др.), который в дополнение к утвержденному ранее первому мультиплексу из 9 каналов («Первый канал», «Россия-1», НТВ и др.) будет распространяться на территории РФ. На выставке заместитель генерального директора ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» Виктор Пинчук заявил, что к концу текущего года второй мультиплекс охватит 42% населения России.
Однако операторы платного телевидения к идее бесплатного распространения цифровых каналов относятся настороженно. «Появление первого мультиплекса и развитие второго серьезно ослабляет позиции платных операторов и наносит удар их бизнесу», — заявила на выставке Юлия Шехманова, директор по контенту «Триколор ТВ».
Действительно, если скоро почти вся Россия сможет бесплатно смотреть около 20 каналов, будут ли люди так же охотно, как раньше, обращаться к услугам операторов платного телевидения? Кроме того, последних беспокоят планы властей обязать операторов бесплатно транслировать каналы мультиплекса через их сети. Операторы считают, что было бы справедливым, если бы государство как-то компенсировало им затраты по «доставке» населению бесплатных каналов. Представители Министерства связи, в свою очередь, обещали продолжить диалог с участниками российского рынка платного телевидения.