МОДА НА КАЧЕСТВО

Вернуться

МОДА НА КАЧЕСТВО

МОДА НА КАЧЕСТВО

Московский комсомолец 14 февраля 2012

Мода на качество

Куда идет платное телевидение?

Российский рынок платного ТВ бурно развивается. Растет количество транслируемых телеканалов, операторы все чаще предлагают интерактивные сервисы (например, видео по запросу), HD- и 3D-телевидение. В этом году число абонентов цифрового ТВ в столице вырастет до 1,4 млн., уверены аналитики.

Расклад сил

По оценкам iKS-Consulting, объем рынка платного телевидения в прошлом году вырос на 20% и составил 40 млрд. рублей, число пользователей достигло 26 млн. (рост — 21%). Проникновение услуги превысило 50%. Причем спутниковое телевидение (СТВ) и IPTV (передача закодированного телесигнала по выделенному интернет-протоколу. — «ЭВ») росли быстрее кабельного (КТВ).

В настоящее время на долю 5 крупнейших операторов платного ТВ приходится 72% всей абонентской базы (см. таблицу). По оценкам независимых экспертов, в спутниковом сегменте быстрее всего росла абонентская база «Триколора» и «Орион-Экспресса», хорошими темпами развивались «НТВ+», «Радуга ТВ» и «Актив ТВ» (холдинг «Рикор»). В сегменте IPTV лидировали «Ростелеком» и «Вымпелком». В сегменте кабельного ТВ рекордсменом по новым подключениям стал «ЭР-Телеком»: за год оператор подключил более полумиллиона новых абонентов. Передовики предлагают своим клиентам от 50 до 100 телеканалов.

За прошедший год ARPU (средний доход от одного пользователя) платного ТВ снизился на 10% за счет увеличения в спутниковом сегменте доли «Триколора», а в сегменте IPTV — снижения тарифов и проведения многочисленных акций форсирующими новый рынок лидерами IPTV—сегмента.

В минувшем году семимильными шагами развивался столичный рынок. Количество подписчиков цифрового платного ТВ в Москве, по данным iKS-Consulting, выросло за год на 23% — до 1,26 млн. Крупнейшими игроками сегодня являются «Акадо» (КТВ, доля 39%), «Триколор» (СТВ, 20%), «НТВ +» (СТВ, 12%), «Вымпелком» (IPTV, 12%), МТС (IPTV, 9%).

В ближайшей перспективе возможно появление новых телеканалов. Входной билет здесь пока еще недорог. А вот появление новых федеральных операторов маловероятно. Скорее всего, лидеры продолжат покупать небольших региональных операторов. Так что консолидация рынка платного ТВ продолжится. С интересом к российскому рынку платного ТВ присматриваются и зарубежные телехолдинги.

Тенденции

Несмотря на то что на многих зарубежных рынках уже отмечается отток абонентов платного телевидения (например, кабельного ТВ в США), российский рынок непрерывно растет. «Потоковое телевидение сдает свои позиции. Интерес пользователей к платному телевидению подогревается как новыми предложениями со стороны операторов, так и покупкой новой современной техники: HD- и 3D-телевизоров, smart-телевизоров», — пояснила «ЭВ» аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.

На столичном и региональных рынках продолжается демпинг небольших игроков. Однако генеральный директор «Триколор ТВ» Александр Макаров уверен, что время дискаунтеров проходит: «Сейчас появляется все больше клиентов, которые ценят качество контента. Мы заметили этот спрос, поэтому предложили на недавней выставке „CSTB-2012“ новый пакет иностранных телеканалов на русском языке».

Делают ставку на качество и производители контента. «Качество становится одним из драйверов телеиндустрии, — уверен Сергей Плотников, генеральный директор Sony Entertainment Television, Россия и СНГ. — Цена на качественный контент в нашей стране, как и во всем мире, будет расти. При этом российский рынок становится все более цивилизованным, на нем почти нет пиратства». «С развитием Интернета, мобильной связи производители телеконтента все активнее ищут подписчика в Интернете», — добавил Плотников.

В минувшем году ряд крупных операторов зафиксировали интересный факт: несмотря на демпинг небольших игроков продажи контрактов в столице не падали, хотя уровень проникновения услуг постоянно рос. «Со второй половины прошлого года мы заметили, что многие пользователи начали переходить на резервирование каналов. Многие москвичи считают недопустимым из-за поломок сидеть без ТВ и Интернета один-два дня. Поэтому они приглашают в свои квартиры еще одного оператора», — сообщил руководитель пресс-службы ГК «Акадо» Денис Рычка. По его мнению, продолжает расти спрос на гарантированные скорости. «Абоненты с каждым кварталом качают все больше трафика. Понятно, что им хочется скачать фильм за 2 минуты, а не за 30. Сегодня на рынке есть предложения со скоростью 100 Мбит/сек., хотя для обычного клиента достаточно 5 Мбит/сек. Но почти все операторы указывают максимально допустимую, а не реальную скорость. А это не одно и то же. Следующий этап развития рынка — операторы будут заявлять о реально гарантированной скорости», — уверен эксперт.

Еще один тренд — альянсы операторов СТВ и КТВ. Крупные операторы спутникового ТВ наращивают абонентскую базу за счет «ухода в кабель». Как стало известно «ЭВ», на днях оператор спутникового ТВ «Радуга ТВ» создало взаимовыгодный альянс с региональным кабельным оператором.

Операторы платного ТВ все активнее борются за зрителя с Интернетом: появляются интеграционные решения, такие как смарт-телевизоры, технология OTT (Over The Top).

Проблемы

Несмотря на высокие темпы развития платного ТВ, говорить о существенном прорыве в индустрии платного ТВ не приходится. «Мы очень сильно отстали по количеству HD-каналов. В Европе более 300 телеканалов, в США — больше 160. У нас по всей России только 27 каналов высокой четкости. При этом в России продано около 12 млн. HD-телевизоров. Из них смотрят HD-телевидение чуть больше 120 тыс. пользователей», — подчеркнул PR-директор оператора спутникового телевидения «Орион Экспресс» Михаил Дубровский.

По мнению специалистов, продвижение HD-формата в РФ тормозят три причины: недостаток контента, дорогие HD-ресиверы и хронические неудачи Роскосмоса с запуском спутников. И если первые две проблемы потихоньку отступают (на отечественном рынке появился первый бесплатный пакет с 10 HD-каналами, в два раза подешевели HD-ресиверы), то неудачи Роскосмоса в прошлом году фактически остановили ряд перспективных HD-проектов. «Дефицит спутниковых емкостей — беда не только для операторов, но и для владельцев телеканалов. Сейчас в РФ более 300 каналов, на мировом рынке — более 8 тыс., многие к нам просятся, но мы не можем предоставить им место в нашей линейке, потому что у нас нет свободных емкостей», — говорит пресс-секретарь «Радуга-ТВ» Галина Светличная.

Развитие спутникового ТВ сдерживает и менталитет россиян. Многие жители нашей страны не знают о существовании нишевых телеканалов.

У «кабельщиков» — свои проблемы. Сейчас регуляторы пытаются заставить их «перенести» всю кабельную инфраструктуру под землю. По самым скромным оценкам экспертов, перенос воздушно-кабельных переходов в подземную канализацию будет стоить более 70 млрд. руб. Разумеется, огромные расходы операторов, как у нас водится, будут тут же переложены на кошельки клиентов.

Прогнозы

В Европе ведущие телекоммуникационные холдинги предлагают клиентам в одном пакете пять-семь услуг. Это не только цифровое ТВ, Интернет, городская и междугородняя телефонная связь, но и охрана дома, его управление. По такому же пути будут двигаться и российские компании, уверены специалисты. Пока в одиночку это сделать трудно. Но прецедент уже создан. Один из федеральных операторов кабельного ТВ подписал договор с французской компанией Bouygues Telecom на продажу приставок, которые не только обеспечат пользователей цифровым ТВ, выходом в Интернет, но и оснастят жилье функциями «умного дома»: климат-контроль, управление электропотреблением.

«В текущем году число абонентов цифрового ТВ в столице еще увеличится — не менее чем на 8% — до 1400 тыс. Мы ожидаем более высоких темпов роста по подключениям в сегменте IPTV», — подчеркнула Елена Крылова. В России, по прогнозам iKS-Consulting, число абонентов платного ТВ в 2015 году вырастет до 35 млн., проникновение услуги приблизится к 67% . Объем рынка в 2015 году составит 60 млрд. руб. И хотя в структуре рынка по технологиям по-прежнему основную долю будет занимать кабельное ТВ, его доля снизится с 60% до 52% за счет роста других технологий — так, доля IPTV в 2015 году превысит 10%.  

Инфографика: Иван Скрипалев

2 марта