ИНТЕРФАКС-ТЕЛЕКОМ
08.02.2012
Правительство Москвы рассчитывает к середине 2012 года определиться с механизмом ухода от использования подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, сообщил заместитель руководителя департамента информационных технологий мэрии города Александр Горбатько на конференции в Москве.
По словам чиновника, этим летом рабочая группа, созданная ранее при департаменте, должна вынести решение относительно необходимости перекладки воздушных кабелей под землю, после чего операторы смогут приступить непосредственно к реконструкции сети. "Каким образом - это должна решить группа совместно с операторами, потому что это затрагивает их интересы", - подчеркнул он.
В рамках рабочей группы обсуждаются несколько основных вариантов, в том числе использование операторами существующей канализации ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС, входит в группу МТС) или строительство собственно канализации, которая была бы способна вместить кабельные линии всех игроков.
Сейчас, по словам А.Горбатько, единого мнения у правительства и операторов, стоит ли отказываться от воздушных линий и каким образом, нет. Более того, операторы до сих пор не представили свои предложения. "Наша задача - посадить всех за стол переговоров", - отметил А.Горбатько, добавив, что у правительства Москвы нет желания заставлять операторов принудительно решать проблему "чистого неба" над Москвой.
Сейчас в Москве порядка 25 тыс. км линий связи проложено по крышам домов. По словам А.Горбатько, основной объем этих сетей приходится на "Акадо", "Вымпелком" и "Ростелеком" - примерно по 7 тыс. км на каждого оператора, остальное - на мелких и средних операторов.
Президент ГК "Акадо" Виктор Кореш, выступая во вторник на конференции, сообщил, что компании для демонтажа своих линий потребуется около 12 млрд рублей. Эти средства лягут затем в плату за услуги операторов и увеличат нагрузку на абонентов, предупредил он. Как уточнили "Интерфаксу" в пресс-службе компании, протяженность воздушных линий "Акадо" составляет около 4,5 тыс. км, основная часть линий (15 тыс. км) уже находится под землей.
Глава "Транстелекома" (телекоммуникационная "дочка" РЖД) Артем Кудрявцев добавил, что затраты на перекладку сетей будут неравномерно распределяться между участниками столичного рынка - соответственно, по итогам инвестиций тарифы ряда операторов будут неконкурентны.
"Модернизация может повлечь увеличение стоимости услуг, что, безусловно, недопустимо", - согласен А.Горбатько. Замглавы московского IT-департамента отмечает, что проблема не должна решаться линейно, в частности, "надо разделять операторов, которые законно и незаконно" прокладывали воздушные линии.
С оценкой "Акадо" А.Горбатько не согласился. Отвечая на вопрос о том, каковы, по оценке столичного правительства, могут быть инвестиции в перекладку сетей, он затруднился назвать точную сумму, но добавил: "Половина или же меньше (от объема, названного "Акадо"). Чиновник пояснил, что операторы, делая оценки, включают в инвестиции на перекладку сетей также затраты на обновление технологического оборудования, то есть фактически те инвестиции, которые и так производятся для модернизации сетей. "В эти цифры, которые назывались, заложена большая доля того, что и так делается", - сказал А.Горбатько. В целом департамент информационных технологий Москвы исходит из оценки затрат для перекладки линий в 150 тыс. рублей на каждый дом, привели данные в департаменте. Это в итоге дает порядка 6 млрд рублей инвестиций. "С точки зрения операторского рынка не такие уж большие деньги", - считает А.Горбатько.
Компанию "Вымпелком" в вопросе замены воздушных сетей на подземные беспокоит вопрос взаимодействия с нынешним монополистом канализационной инфраструктуры - МГТС. "Если сейчас будет принято решение, что мы не строим подвесные сети, то нужно прописать взаимодействие с монополистом", - высказал свое мнение директор по маркетингу московского региона ОАО "Вымпелком" Анатолий Сморгонский. "Как Москва не резиновая, так и канализация не резиновая", - отметил менеджер. Он также предупредил, что при авральной перекладке сетей возникнут перебои с оказанием услуг потребителям.
В ноябре прошлого года, когда власти столицы заявили, что могут обязать операторов использовать только подземные коммуникации, в "Вымпелкоме" также заявляли о необходимости компенсации компании затрат на демонтаж воздушных сетей. Большинство подвесных линий связи оператора были построены компанией "Корбина Телеком", впоследствии вошедшей в состав "Вымпелкома".
В целом все операторы признают преимущества подземной инфраструктуры относительно воздушных линий. МГТС, владеющая подземной канализацией в столице, полностью поддерживала идею ухода от воздушной прокладки кабеля, в остальных компаниях указывали на необходимость проработки механизма перехода на подземную прокладку, но соглашались с более высоким уровнем надежности подземной инфраструктуры. Например, "Мегафон" напоминал про угрозу "ледяного дождя", который не страшен линиям, проложенным под землей.
Сейчас на московском рынке ШПД лидирует МТС с 920 тыс. абонентов на конец первого полугодия (по данным AC&M Consulting на конец II квартала), на втором месте - "Акадо" с 686 тыс. абонентов, затем "Вымпелком" с 653 тыс. и "Мегафон", который в результате покупки провайдера NetByNet получил 360 тыс. абонентов.