ИД Открытые системы. Вопрос разрешения. Россия еще не полностью перешла на цифровое телевидение, но готовится протестировать технологии ультравысокого разрешения UltraHDTV

Вернуться

ИД Открытые системы. Вопрос разрешения. Россия еще не полностью перешла на цифровое телевидение, но готовится протестировать технологии ультравысокого разрешения UltraHDTV

Виктор Пинчук: «Наша цель — обеспечить московский стандарт телевещания для 97,6% россиян»

В рамках выставки CSTB 2013 прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам цифровизации телерадиовещания в России. Представители госструктур, операторы связи, провайдеры платного телевидения и производители телепрограмм высказывали различные точки зрения о том, кто должен платить за распространение сигнала — пользователь или рекламодатель. С этим вопросом связано не только выживание телевизионных студий, но и переход на телевидение высокой четкости (HDTV), а в дальнейшем — и ультравысокой (UHDTV), самый простой вариант которого получил название 4K.

Реализация ФЦП «Развитие телерадиовещания до 2015 года» обеспечила доставку потребителям в самых дальних уголках России пакета из десяти телевизионных программ, получивший название «первый мультиплекс». Этот набор каналов является обязательным к распространению в сетях всех телевизионных операторов. «Цель ФЦП — обеспечить 'московский' стандарт вещания для 97,6% россиян», — пояснил Виктор Пинчук, заместитель генерального директора РТРС, которая эту программу и реализует. В 55 регионах России компанией уже установлено 1,5 тыс. точек вещания цифрового сигнала первого мультиплекса, в который входят все социально значимые телевизионные каналы. Готовится запуск еще десяти каналов так называемого второго мультиплекса. РТРС планирует в 2013 году построить 1508 точек вещания второго мультиплекса. Сеть охватит в основном города-миллионники и полосу шириной 300 км вдоль государственной границы, где от аналогового вещания будут отказываться в первую очередь. Всего же к концу 2013 года будет построено почти 5 тыс. точек вещания для первого и второго мультиплексов — эти каналы станут доступны на более чем 42% территории России (см. также «Бесплатный сыр на цифровом ТВ», Computerworld Россия, 29 января 2013).

Было предложение и второй мультиплекс сделать обязательным, но операторы платного ТВ его не поддерживают. «Второй мультиплекс развлекательный и не несет социальной функции», — пояснила свое отрицательное отношение к этой идее Юлия Шахманова, заместитель генерального директора «Триколор ТВ». В целом же реализация ФЦП приведет к снижению цен на коммерческие пакеты телевизионных программ и, как следствие, к переходу производителей телепрограмм на рекламную модель. Однако операторы опасаются, что увеличение потока рекламы может привести к тому, что пользователи перестанут платить за дополнительные тематические каналы и перейдут на бесплатное телевидение, поскольку 20 каналов первых двух мультиплексов будет им достаточно.

Между тем МТС, «Триколор ТВ», «Ростелеком» и ряд других поставщиков услуг платного ТВ уже начали переход на технологию высокой четкости HDTV. Провайдеры предлагают клиентам соответствующий контент, хотя их возможности в этом отношении ограничены. Около половины телепрограмм на текущий момент снимаются в высоком разрешении, но операторы не транслируют их клиентам — это требует более широкой полосы пропускания сетей доступа. И клиенты пока не готовы платить за HD-качество дополнительные деньги: далеко не у всех у них есть соответствующие телеприемники. Тем не менее российские операторы платного ТВ утверждают, что переход к HD неизбежен. В ответ Пинчук заявил, что в РТРС готовы к передаче сигнала HD-качества, и в готовящемся третьем мультиплексе некоторые каналы, возможно, будут высокого разрешения.

Надежда Вилкова, президент ассоциации разработчиков и производителей телерадиовещания АРПАТ, заверила, что в России уже налажено производство как передающей аппаратуры, так и телевизионных приемников, которые принимают сигнал HD-качества. И все больше телевизоров выпускается с поддержкой технологии Smart TV, позволяющей просматривать телевизионный контент через Интернет. Таких телевизоров продано уже более 2 млн штук.

Производители терминального оборудования также предлагают телевизионные приставки, поддерживающие высокое разрешение и работающие под управлением операционной системы Android. Дмитрий Багдасарян, директор группы компаний МТС по фиксированному бизнесу и ТВ, отметил, что для их клиентов технология HDTV стала реальностью в прошедшем 2012 году. А по оценкам Юрия Припачкина, президента ассоциации кабельного телевидения России, к концу 2015 года, когда ФЦП «Развитие телерадиовещания» завершится, в России большинство телевизионных приемников уже будет поддерживать технологию HDTV. Поэтому следующая федеральная целевая программа по развитию ТВ должна будет учитывать возможность трансляции сигнала с высоким разрешением.

В прошлом году были утверждены стандарты на ультравысокое разрешение — UHDTV. Компания Eutelsat на CSTB 2013 даже продемонстрировала первую программу в разрешении 4K, транслирующуюся на территорию России через спутник компании. Телевизоры с поддержкой UHDTV тоже стали доступны в России, но стоят они пока слишком дорого. Ожидается, что следующий чемпионат мира по футболу будет транслироваться в этом формате, и РТРС собирается протестировать возможность передачи на своей сети сигнала UHDTV.

http://www.osp.ru/news/articles/2013/2/13033712/
4 Февраля
При поддержке
Министерство связи и массовых коммуникаций России
При поддержке
Роскомнадзор
При поддержке
Федеральное агентство связи (Россвязь)
При поддержке
Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС)
Под патронажем
Торгово-промышленная палата РФ
Под патронатом
Московская Торгово-промышленная палата
При поддержке
Ассоциация кабельного телевидения России
Организатор
МидЭкспо
При поддержке
Международная ассоциация производителей вещательного оборудования
При поддержке
IBC
Стратегический партнер выставки и премии
«Триколор ТВ»
Генеральный партнер выставки и премии
Eutelsat
Официальный агент в Китае и Тайване
ACE Group
Международные партнёры
Reed MIDEM
Партнер
МТС
Партнер
Контур-М
Главный медиапартнер
Первый канал. Всемирная сеть
Главный медиапартнер
Цифровое телесемейство
Информационный партнер
НТВ-ПЛЮС
Генеральный информационный партнер
Журнал ТелеСпутник
Генеральный отраслеваой интернет-партнер
Сomnews
Официальный информационный партнер
Кабельщик.Ру
Медиапартнер
Ред Медиа
Стратегический интернет-партнер
Telecom Daily
Специализированный партнер
ИКС-МЕДИА
Официальный деловой партнер
РБК