Виктор Пинчук: «Наша цель — обеспечить московский стандарт телевещания для 97,6% россиян»
В рамках выставки CSTB 2013 прошел круглый стол, посвященный актуальным вопросам цифровизации телерадиовещания в России. Представители госструктур, операторы связи, провайдеры платного телевидения и производители телепрограмм высказывали различные точки зрения о том, кто должен платить за распространение сигнала — пользователь или рекламодатель. С этим вопросом связано не только выживание телевизионных студий, но и переход на телевидение высокой четкости (HDTV), а в дальнейшем — и ультравысокой (UHDTV), самый простой вариант которого получил название 4K.
Реализация ФЦП «Развитие телерадиовещания до 2015 года» обеспечила доставку потребителям в самых дальних уголках России пакета из десяти телевизионных программ, получивший название «первый мультиплекс». Этот набор каналов является обязательным к распространению в сетях всех телевизионных операторов. «Цель ФЦП — обеспечить 'московский' стандарт вещания для 97,6% россиян», — пояснил Виктор Пинчук, заместитель генерального директора РТРС, которая эту программу и реализует. В 55 регионах России компанией уже установлено 1,5 тыс. точек вещания цифрового сигнала первого мультиплекса, в который входят все социально значимые телевизионные каналы. Готовится запуск еще десяти каналов так называемого второго мультиплекса. РТРС планирует в 2013 году построить 1508 точек вещания второго мультиплекса. Сеть охватит в основном города-миллионники и полосу шириной 300 км вдоль государственной границы, где от аналогового вещания будут отказываться в первую очередь. Всего же к концу 2013 года будет построено почти 5 тыс. точек вещания для первого и второго мультиплексов — эти каналы станут доступны на более чем 42% территории России (см. также «Бесплатный сыр на цифровом ТВ», Computerworld Россия, 29 января 2013).
Было предложение и второй мультиплекс сделать обязательным, но операторы платного ТВ его не поддерживают. «Второй мультиплекс развлекательный и не несет социальной функции», — пояснила свое отрицательное отношение к этой идее Юлия Шахманова, заместитель генерального директора «Триколор ТВ». В целом же реализация ФЦП приведет к снижению цен на коммерческие пакеты телевизионных программ и, как следствие, к переходу производителей телепрограмм на рекламную модель. Однако операторы опасаются, что увеличение потока рекламы может привести к тому, что пользователи перестанут платить за дополнительные тематические каналы и перейдут на бесплатное телевидение, поскольку 20 каналов первых двух мультиплексов будет им достаточно.
Между тем МТС, «Триколор ТВ», «Ростелеком» и ряд других поставщиков услуг платного ТВ уже начали переход на технологию высокой четкости HDTV. Провайдеры предлагают клиентам соответствующий контент, хотя их возможности в этом отношении ограничены. Около половины телепрограмм на текущий момент снимаются в высоком разрешении, но операторы не транслируют их клиентам — это требует более широкой полосы пропускания сетей доступа. И клиенты пока не готовы платить за HD-качество дополнительные деньги: далеко не у всех у них есть соответствующие телеприемники. Тем не менее российские операторы платного ТВ утверждают, что переход к HD неизбежен. В ответ Пинчук заявил, что в РТРС готовы к передаче сигнала HD-качества, и в готовящемся третьем мультиплексе некоторые каналы, возможно, будут высокого разрешения.
Надежда Вилкова, президент ассоциации разработчиков и производителей телерадиовещания АРПАТ, заверила, что в России уже налажено производство как передающей аппаратуры, так и телевизионных приемников, которые принимают сигнал HD-качества. И все больше телевизоров выпускается с поддержкой технологии Smart TV, позволяющей просматривать телевизионный контент через Интернет. Таких телевизоров продано уже более 2 млн штук.
Производители терминального оборудования также предлагают телевизионные приставки, поддерживающие высокое разрешение и работающие под управлением операционной системы Android. Дмитрий Багдасарян, директор группы компаний МТС по фиксированному бизнесу и ТВ, отметил, что для их клиентов технология HDTV стала реальностью в прошедшем 2012 году. А по оценкам Юрия Припачкина, президента ассоциации кабельного телевидения России, к концу 2015 года, когда ФЦП «Развитие телерадиовещания» завершится, в России большинство телевизионных приемников уже будет поддерживать технологию HDTV. Поэтому следующая федеральная целевая программа по развитию ТВ должна будет учитывать возможность трансляции сигнала с высоким разрешением.
В прошлом году были утверждены стандарты на ультравысокое разрешение — UHDTV. Компания Eutelsat на CSTB 2013 даже продемонстрировала первую программу в разрешении 4K, транслирующуюся на территорию России через спутник компании. Телевизоры с поддержкой UHDTV тоже стали доступны в России, но стоят они пока слишком дорого. Ожидается, что следующий чемпионат мира по футболу будет транслироваться в этом формате, и РТРС собирается протестировать возможность передачи на своей сети сигнала UHDTV.
http://www.osp.ru/news/articles/2013/2/13033712/