Телеспутник: КАК CSTB’2019 ИСКАЛА ЦИФРОВУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ В «ЯНДЕКСЕ»

Вернуться

Телеспутник: КАК CSTB’2019 ИСКАЛА ЦИФРОВУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ В «ЯНДЕКСЕ»

Пленарный круглый стол, который традиционно открывал деловую часть выставки-форума CSTB’2019, показал, что представители традиционных игроков российского медиарынка всерьез опасаются за свое будущее, которому, по их мнению, угрожает приход в индустрию отечественного интернет-гиганта — компании «Яндекс».

ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ

С каждым годом главная «пленарка» CSTB становится все более увлекательной, приобретая черты отлично срежиссированного шоу. Отчасти это происходит не от хорошей жизни: генеральные тренды отрасли обсуждены многократно, представители мейджоров не по одному разу озвучили свои версии прогнозов авторитетных аналитиков, стратегии прокомментированы в деталях — казалось бы, о чем можно говорить раз за разом, не вгоняя аудиторию в сон? Поэтому традиционный дуэт модераторов сессии, президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин и Яна Чурикова, представленная в этом году как телеведущая и эксперт в области телерадиовещания, изощряются в парном конферансе, побуждая участников дискуссии выходить за рамки привычной политкорректности и нейтральности оценок. Сессию 2019 года «сделала» Яна Чурикова: спрятавшись за придуманной ей самой схемой модерирования «умный и красивая», она очень точно реагировала на еле уловимые проявления интереса спикеров друг к другу, побуждая их к неожиданным и ярким репликам. Из едва-едва мелькавших искр в глазах панелистов ведущая раздувала настоящие дискуссионные костры.

Но начало сессии никаких костров не предвещало. Юрий Припачкин ожидаемо заговорил о том, что цифровая трансформация — это внедрение цифры в аналоговую жизнь, что вместо каждого из нас индустрии придется иметь дело с нашими цифровыми профилями, оснащенными гаджетами, а бизнес-процессы превратятся в циклы взаимодействия платформ с этими профилями. После такого можно было идти осматривать выставку — чего еще непонятно? Но спикеры начали дополнять картину единения платформ и профилей деталями.

Вице-президент по работе с массовым сегментом «Ростелекома» Диана Самошкина напомнила, что по итогам 2018 года более 60% домохозяйств в РФ были охвачены ШПД, что в сочетании с почти поголовным пользованием мобильной связью создало «цифровой трамплин» для предложения и потребления разнообразных digital-сервисов, в том числе и в медиаиндустрии. Этому же способствует и проникновение смарт-телевизоров — все большая их часть перестает быть просто экранами, подключаясь к Интернету, что позволяет еще больше персонализировать телесмотрение, делая его все «умнее». «Стандартная модель pay-TV фактически не будет жизнеспособной, это уже понятно. Должны формироваться гибридные модели, которые состоят из окружения цифровых экранов и сервисов, и только в таком гибридном представлении, дающем ответ на все потребности персонального потребления, экраны и сервисы будут пользоваться спросом, “драйвя” всю медиаиндустрию», — прогноз Дианы Самошкиной был отнюдь не новым, но часто новое — хорошо забытое старое.

Вице-президент «Ростелекома» добавила, что запуск 5G-сетей точно даст возможность непрерывного пользования мобильным видео, и это внесло окончательную ясность: до 5G привычный порядок вещей еще как-то будет сохраняться, а потом — все, полная и окончательная трансформация. Еще одна характерная черта тотального цифрового будущего, по мнению «Ростелекома», — преобладание платных подписок в потреблении видео по сравнению с обыкновенной сегодня рекламной моделью. С самим контентом тоже все уже более-менее понятно — каждая платформа будет заинтересована в увеличении доли эксклюзива в каталоге. Правда, заметила Диана Самошкина, сохраняются вопросы к экономическим моделям создания такого контента. Наконец, все ясно с конвергентной моделью потребления видеосервисов — сочетание фиксированного и мобильного его способов в одном продукте «Ростелеком» считает уже признаком не будущего, но настоящего.

«Теперь можно расходиться», — оценила Яна Чурикова комплексный анализ Дианы Самошкиной, которой действительно удалось обобщить в нескольких предложениях громоздкие тренды, которые на все лады обсуждают на CSTB последние годы.

Яна Чурикова и Юрий Припачкин. Фото: «Телеспутник»

Яна Чурикова и Юрий Припачкин. Фото: «Телеспутник»

ВОЗГЛАВИТЬ ЦИФРОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

С подачи Яны Чуриковой спикеры попытались описать место их компаний в цифровом будущем, и посыл был здесь очевидный: а вы вообще себя видите в этом будущем? К слову, Диане Самошкиной этот вопрос ведущая не адресовала, потому что говорить здесь и в самом деле не о чем — всем и так понятно, какое у «Ростелекома» место и в настоящем, и в будущем.

Зато заместитель генерального директора по стратегии и инвестициям «Национальной Медиа Группы» (НМГ) Алексей Янчишин дал понять, что у НМГ цифровые перспективы тоже самые что ни на есть лучезарные. Во-первых, НМГ участвует в создании проекта «Витрина ТВ» — «индустриальной инфраструктуры распространения стриминга ТВ-каналов в онлайн-среде». «Есть эфирная дистрибуция, есть платная, давно понятная. А есть ОТТ, где каждый брал стриминг-сигнал телеканалов на основании своих предположений, как это правильно. Мы решили возглавить это движение: создали инфраструктуру, которая фактически является единственным уполномоченным распространителем онлайн-стриминга каналов, являющихся участниками “Витрины ТВ”. Это чисто B2B-история», — рассказал Алексей Янчишин о заявке НМГ на цифровое доминирование в OTT-среде для телеканалов.

Но этим дело не ограничивается. В тандеме НМГ/СТС холдинг запускает еще и потребительский видеосервис More.TV с контентом как от самих НМГ/СТС, так и с покупным. В ответ на реплику Яны Чуриковой, мол, не потонет ли More.TV в море подобных онлайн-сервисов, Алексей Янчишин рассказал, что пользователь на самом деле приходит за контентом, а на какую платформу — вопрос вторичный. Поэтому стратегия More.TV будет базироваться на эксклюзивах НМГ/СТС, которые уберут «из Интернета со всех сторонних площадок». Кроме того, эфирные сделки участников проекта позволят им получать права на вещание в онлайне от сторонних правообладателей, а продвижение видеосервиса в эфире телеканалов, входящих в холдинги НМГ «СТС Медиа», поможет эффективно приводить на OTT-платформу новых пользователей. Есть ли шансы у такого конгломерата оттяпать лакомый кусок цифрового пирога? Вопрос этот не надо было задавать участникам сессии, потому что ответ был очевиден.

И тут уже «Ростелекому» пришлось отвечать на столь явно прозвучавшую претензию на цифровое лидерство. «У нас есть продукт, альтернативный классическим средам “Ростелекома”. Мы вышли в ОТТ. У нас огромная команда разработки, и мы достаточно успешно запустили Wink — наш похожий на More.TV продукт», — в интонациях директора по контентной политике «Ростелекома», генерального директора компании «Медиа-Телеком» Александра Косарима не было никакого вызова, но становилось понятно: битва между Wink и More.TV уже началась, и это при том, что первый сервис запущен всего несколько месяцев назад, а второму еще предстоит коммерческий запуск. Пока это лишь заявка на квалификационный турнир, но что будет с уже прошедшими его игроками, когда в соревнование вступят настоящие тяжеловесы?

Пока в дискуссии не звучали слова «передел рынка», но речь шла именно о нем. Генеральный директор «Сигнал Медиа» Михаил Ковальчук пытался, как мог, отвлекать тяжеловесов от грядущей схватки, примирительно говоря, что и биться-то, дескать, не за что — объем рынка платного ТВ России составляет всего-то жалкие 80 млрд руб. (по предварительным данным «ТМТ Консалтинг», объем российского рынка платного ТВ составил 99,3 млрд руб., — прим. «Телеспутника») — то есть находится «где-то между Нигерией и Тайванем». Гонка OTT-рынка за той же по объему выручкой, что у платного телевидения, растянется на годы при существующих темпах, а количество потребителей и не растет вовсе, так что мы делим-то, друзья?! Но и это миролюбивое по сути заявление нисколько не успокаивало, ведь чем меньше денег на рынке, тем ожесточенней борьба за них.

СКРОМНЫЙ НОВИЧОК

Объясняя появление коммерческого директора «Яндекса» Леонида Савкова в группе ведущих отраслевых экспертов, Яна Чурикова задала вполне оправданный вопрос о механизме антипиратского меморандума, подписанного «Яндексом» в прошлом году вместе с правообладателями, вещателями и ОТТ-площадками, которые не один год настаивали на изменении политики поисковых систем в выдаче запросов о пиратском контенте. Леонид Савков объяснил, что меморандум, вступивший в действие в ноябре прошлого года, распространяется и на тех, кто его не подписывал. Более того, принятый документ он назвал «заявлением о намерениях», потому что основной объем работы по выработке общих механизмов еще впереди, и они должны быть именно общими, без исключений для отдельных игроков. «Если из пяти условных игроков четыре будут бороться за чистоту использования контента, а один нет, то по-прежнему останется возможность смотреть в сети нелегальный контент», — сказал Леонид Савков.

Тут совершенно неожиданно Юрий Припачкин включил «умного» согласно отведенной ему Яной Чуриковой роли и стал рассуждать о выстраиваемой системе рыночных координат с участием интернет-гигантов. Глава АКТР говорил, что эта система должна устраивать и традиционных, в массе своих нецифровых игроков, иначе им придется уходить в другие ниши — в какие именно, Юрий Припачкин весьма прозрачно указал, пояснив, что кабельные операторы в условиях ужесточения конкуренции с новыми сервисами отказываются от лицензий на кабельное вещание, переходя на лицензии на телематическую деятельность со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с точки зрения отношения к пиратскому контенту.

«Когда вы выстраиваете свою стратегию развития, оцениваете ли вы все многообразие “поляны” и понимаете ли, что движение одних приводит к движению других?», — настойчиво затягивал в диспут глава АКТР коммерческого директора «Яндекса», а тот, казалось, не очень понимал, чего от него хотят. «Когда говорят, что “Яндекс” лидер, то мы говорим, конечно, да. Коллеги из “Яндекса” начинают развивать медийный бизнес, который у них наверняка может “выскочить” совершенно в другую историю, которая скажется на интересах других игроков», — объяснял Юрий Припачкин, чего он, собственно, хочет от Леонида Савкова, проводя параллель между рынками медиа и такси: кто ожидал, что «Яндекс» займется еще и перевозками пассажиров и как это в итоге отразилось на традиционных таксистах?

Представитель поисковика наконец сообразил, что от него ждут прямого ответа: жаждет ли «Яндекс» крови существующих игроков рынка ТВ и видео, в том числе кабельных операторов? «Операторская история — достаточно отдельная, и будет правильно, чтобы другие коллеги ее прокомментировали, — дипломатично ушел от ответа Леонид Савков. — Если говорить о контентной составляющей, то контентный бизнес интересен “Яндексу” и мы видим, что у наших пользователей есть спрос на потребление контента». Он рассказал, что в прошлом году «Яндекс» показывал тот контент, который от него ждала интернет-аудитория, отталкиваясь от текущих событий, а на Новый год показал свою версию привычных телевизионных «Огоньков», скромно заметив, что вроде бы «получилось хорошо». Но даже в этом Яна Чурикова усмотрела скрытую угрозу — если уж на «Огоньки» «Яндекс» посягает, то что же дальше с телевизионщиками будет?

Леонид Савков вполне миролюбиво протягивал традиционным игрокам руку дружбы — мол, есть производители контента, которые все про него понимают, а есть «Яндекс», все знающий про рост интернет-аудитории и ее монетизацию. Так давайте объединимся и сообща заработаем как можно больше денег, почему бы нет?

Но протянутую руку в буквальном смысле оттолкнул Михаил Ковальчук. «Призыв “Яндекса” к сотрудничеству — очень интересная история. Не только от “Яндекса”, но и от других больших интернет-платформ слышали мы такой призыв. Им, безумно, хочется войти в мир контента, и они сделают это двумя способами. Либо они купят его, либо научатся производить сами», — описывал Михаил Ковальчук будущий сценарий порабощения индустрии контента интернет-гигантами. Но и это не все. Дальше, по его словам, онлайн-платформы применят единственную доступную им модель монетизации — бесплатное распространение контента с заработком на рекламе, развернув на себя таким образом еще и рекламные потоки. На замечание Леонида Савкова, что «Яндекс» запустил платный видеосервис на «Кинопоиске» и он уже зарабатывает «достаточно большое количество денег», Михаил Ковальчук даже не среагировал, настолько все выглядело беспросветным. Главная же опасность в том, что у интернет-гигантов настолько большие аудитории, что этот аргумент ничем не перешибить. «Сколько у вас “уников” в месяц? 70 миллионов? Вот только вообразите: 70 с лишним миллионов пользователей “Яндекса” начинают менять свою привычку в медиапотреблении. И объясните мне, как весь остальной рынок pay-TV будет менять ее обратно? Никак!» — обреченно ронял тяжеловесные слова в притихший зал глава «Сигнал Медиа», и именно в этот момент за спинами экспертов проступили контуры будущей цифровой трансформации.

От этого наваждения избавиться было тяжело.

Правда, Леонид Савков успокаивал аудиторию, замечая, что ТВ россияне смотрят в среднем по четыре часа в день, а в Интернете — всего полтора, и когда еще интернет-гиганты догонят по времени контакта традиционных вещателей, но само это допущение не оставляло сомнений — ведь догонят же.

Директор по связям с общественностью «Триколора» Павел Стешин в свою очередь говорил о вере оператора в «большой экран», который еще долгое время будет оставаться основой домашнего семейного просмотра, и о запуске «Триколором» собственного ОТТ-сервиса, из чего следовало, что от своей доли рынка традиционные игроки и не думают отказываться.

Ближе к финалу слово досталось директору по отраслевому развитию АНО «Цифровая экономика» Павлу Анисимову, который закольцевал диалог, обозначив сроки запуска в РФ сетей 5G, которые, как прогнозировала Диана Самошкина в начале, обеспечат непрерывное мобильное видео. До 2021 года будет происходить фактическая расчистка диапазона для сетей пятого поколения, а 2022 год запланирован как точка развертывания 5G в городах-миллионниках, уточнил Павел Анисимов.

Он попытался обозначить новые горизонты, возникающие для медиаиндустрии в связи с запуском 5G-сетей, которые позволят вывести на дороги беспилотные автомобили. «Подключенный автомобиль становится беспилотным, пассажиры которого могут не тратить время на управление, а тратить его на потребление контента. Это новая точка смотрения», — пояснил представитель АНО «Цифровая экономика».

Вопросов, собирается ли «Яндекс» показывать собственный видеоконтент в собственных беспилотных такси через 5G, уже никто не задавал. И так было понятно. Тем более что собственный беспилотный автомобиль у «Яндекса» тоже есть.

Автор: Жданов Алексей

15 февраля