Одним из самых ярких событий прошлого месяца в сфере кино- и медиаиндустрии стал форум CSTB.PRO.MEDIA, который 28-29 февраля прошел в Москве.
Впервые на форуме прошла сессия «Искусственный интеллект в производстве видеоконтента». В ходе дискуссии эксперты рынка обсудили, какие инновационные технологии наиболее востребованы в производстве видеоконтента, возможности и угрозы применения ИИ в ТВ и digital-среде, а также поделились кейсами применения технологий ИИ. Кроме того, участники затронули тему правового использования технологий искусственного интеллекта в медиа.
Спикеры:
Модератором выступил Дмитрий Буланцев, технический директор МТS AI.
Участники круглого стола представили новейшие цифровые решения, потенциально применимые не только в сфере медиа- и киноиндустрии, но и в образовательных услуг, здравоохранения, маркетинге и пр.
Они продемонстрировали, как с помощью цифровых инструментов можно не только оптимизировать финансовые затраты на кинопроизводство, но и сэкономить время специалистов, освобождая или разгружая их от рутины и переключая на решение интеллектуальных задач, а также производить больше контента в относительно сжатые сроки.
Тимур Баязитов рассказал о запуске сервиса «Антиробот», призванного бороться с роботами злоумышленников.
По данным Светланы Лапуновой, из восьмимиллиардного населения планеты более пяти миллиардов на данный момент являются пользователями интернета. Она подчеркнула, что к 2030 году более 80% контента будет представлять собой видеоконтент. Спикер рассказала про технологии компьютерного зрения, разрабатываемых в компании «ГПМ Дата», сервисах создания промоконтента и субтитрирования контента.
«Каждый канал заинтересован в том, чтобы его программы получали высокий рейтинг. Короткий ролик хронометражем 30-60 секунд разрабатывается в среднем командой из трех-пяти человек за три дня. При этом 75% времени специалистов уходит на то, чтобы отсмотреть материал. С помощью нашей системы можно сократить это время в 20 раз, а за три дня можно создать в три раза больше роликов», – пояснила участник дискуссии и рассказала о подобных эффектах от внедрения программ субтитрирования, предлагаемых компанией.
Валерия Родина рассказала о том, как цифровые решения помогают компании в работе с блогерами и аудиторией.
«Мы идем по пути персонализации материалов, предлагаемых нашими инфлюенсерами своей аудитории. Дата-аналитика аудитории позволяет проводить интересные исследования и эффективнее продвигать продукты и услуги наших клиентов», – отметила эксперт.
Павел Перегудов обратил внимание коллег на то, что цифровые технологии развиваются всё более быстрыми темпами, и отрасли необходимо уметь отвечать на эти вызовы.
«В 2016 году ИИ появляется в кино, в 2022 году одна из картин, снятая при помощи данной технологии, занимает призовое место на фестивале в Каннах, а уже в 2023 году, то есть спустя семь лет после появления на экране, нейросети стали обычным явлением в кинематографе, а термины, связанные с ИИ по мнению многих авторитетных словарей мира, стали “Словом года”», – подчеркнул эксперт.
Перегудов представил несколько роликов, созданных при помощи новейших нейросетей, которые позволяют генерировать аудио и визуальный контент, исходя из исключительно текстовых запросов. Он обратил внимание на подросшее в последние месяцы качество изображения и более «умное» распознавание запроса, свойственное современным нейросетям.
«Сейчас мы живем в эпоху технологической революции, являясь при этом свидетелями становления и развития принципиально нового подхода в создании генеративного контента. Это не просто генерация изображения, это уже генерация окружающего нас мира. Нейросеть запоминает и воссоздает наш мир всё более детально», – пояснил Павел Перегудов.
Перечисляя риски, он указал на то, что в самое ближайшее время отрасль будет испытывать крайне острую нехватку специалистов в области применения генеративного ИИ.
«Скоро технологии генерации контента появятся не только у каждого продакшена, но и у каждой телекомпании. По данным экспертов, в течение ближайших три-пять лет игроки рынка перейдут на плато повседневного использования нейросетей, а к 2026 году 80% телеканалов будут использовать инструменты генеративного контента», – подчеркнул эксперт.
Перегудов также объявил о старте первого в России конкурса генеративных ИИ-фильмов MyFilm48, призванного популяризировать новые производственные технологии, повысить зрелищность нового вида контента, доступность новых визуальных инструментов. Соревнование будет положительно влиять на доверие зрителей к технологиям ИИ и стимулировать рост кадрового потенциала в этой сфере.
«По прогнозам, в ближайшее время начнется невероятно бурный спрос на промпт-инженеров, работающих с генеративным ИИ, поэтому предлагаем заранее консолидировать их, создавать условия для повышения их компетенций, делиться друг с другом опытом», – резюмировал Перегудов, приглашая участников присоединиться к проекту.
О рисках при использовании ИИ заявил Эмир Вахитов. Он отметил, что несмотря на экономию времени, удешевление кинопроизводства, широкого спектра применений цифровых сервисов, нивелирования человеческого фактора (когда человек может заболеть, ошибиться и пр.) ИИ создает ряд неудобств, связанных со сложностью обучения в создании моделей нейросетей, выстраивания этических моделей регулирования использования цифровых решений и т.д.
Отдельное внимание спикеры уделили вопросу защиты объектов интеллектуальной собственности в условиях распространения ИИ.
Никита Данилов выделил четыре ключевых проблемы в области правового регулирования при использовании технологий искусственного интеллекта. Это создание контента с помощью ИИ, дипфейки, проблема синтезированного голоса, а также использование объектов, охраняемых авторскими правами, для обучения нейросетей.
Он напомнил, что современные технологии помогают оцифровать образ любого артиста с высокой долей правдоподобности, а также синтезировать его голос. Но если пока авторским правом защищены только фото, то синтезирование голоса тоже должно быть защищено.
Что касается использования создание контента при помощи ИИ, включая контент для обучения нейросетей, то эта деятельность должна быть тоже урегулирована законодательством, чтобы соблюсти интересы авторов данных продуктов – творцов.
Татьяна Стрижова дополнила коллегу, подчеркнув, что необходимо найти баланс, чтобы соблюсти интересы разных сфер бизнеса, выработав современные механизмы защиты авторских прав, в противном случае искусственный интеллект «смоет весь рынок».
«Мы пытаемся приблизить ИИ к нашему мышлению. Запретите ли вы себе творить, вдохновившись книгами, музыкой, произведениями искусства? То же делает искусственный интеллект – он так же вдохновляется продуктами нашей деятельности», – отметила участник дискуссии.
Она отметила, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся из-за ИИ, можно и решить при помощи ИИ, например, провести анализ дипфейков.
В заключение Стрижова подняла вопросы модернизации авторского права.
«Сначала формируется общественное отношение, затем под этим воздействием формируется и правовое поле – сейчас мы не успеваем за стремительным развитием цифровых технологий и не готовы ответить на все вызовы современности. Сначала нужно понять, что именно ты защищаешь, и только после этого искать возможности защитить это. Как раз сейчас мы находимся на этапе осмысления», – резюмировала участник дискуссии.
Форум CSTB.PRO.MEDIA объединил на полюбившейся всем площадке LOFT HALL экспозицию, многопотоковую деловую программу, 15-ую Национальную премию «Большая цифра» и Третий фестиваль контента стриминговых платформ «ORIGINAL+».